Электронное правительство служит народу

Электронное правительство служит народу

ПЕРЕД КАЗАХСТАНОМ ПОСТАВЛЕНА ЗАДАЧА ПО ВХОЖДЕНИЮ В 25 СТРАН-ЛИДЕРОВ ПО ИНДЕКСУ «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» ООН. В 2014 ГОДУ В РЕЙТИНГЕ ООН ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЗАХСТАН ЗАНЯЛ 28 МЕСТО, ПОДНЯВШИСЬ НА 10 ПОЗИЦИЙ ПО СРАВНЕНИЮ С 2012 ГОДОМ. БЛАГОДАРЯ ВЫСОКИМ ПОЗИЦИЯМ В РЕЙТИНГЕ, А ТАКЖЕ УЧИТЫВАЯ ДОСТИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ Е-ПРАВИТЕЛЬСТВА, КАЗАХСТАН БЫЛ УДОСТОЕН ЧЕСТИ В ПРОВЕДЕНИИ В ПРОШЛОМ ГОДУ ГЛОБАЛЬНОГО ФОРУМА ПО ЭЛЕКТРОННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУ С УЧАСТИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БОЛЕЕ 80 СТРАН МИРА

Электронное правительство служит народуИнфраструктура «электронное правительство» состоит из резервного центра, дата-центра, ЕТС-ГО и Центров обработки данных (ЦОД). Центры обработки данных АО «Национальные информационные технологии» являются инфраструктурной площадкой для развития программы «электронного правительства». На сегодняшний день центры функционируют в 13 регионах республики, в городах Актау, Атырау, Актобе, Усть-Каменогорск, Шымкент, Талдыкорган, Кокшетау, Караганда, Костанай, Уральск, Петропавловск, Кызылорда и Тараз. В городе Алматы сдача в эксплуатацию планируется до конца 2015 года.

Так, в апреле этого года в Кызылординской области ввели в эксплуатацию ЦОД, который стал шестым дата-центром, запущенным АО «Национальные информационные технологии» в рамках второго пускового комплекса проекта «Создание серверной Интернет-платформы для оказания услуг хостинга госорганам Казахстана». По словам заместителя председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Бахтияра Кожахметова, новый дата-центр позволит более 70 территориальным и местным исполнительным органам Кызылординской области перейти на качественно новый уровень хранения и обработки данных. «Центр обработки данных соответствует всем мировым стандартам создания серверной инфраструктуры», – сказал он.

Работа госслужащих в рамках «электронного правительства» проходит через Интранет-портал государственных органов. На сегодняшний день для госорганов осуществляются такие сервисы, как e.docs, gov.mail, elicense, ИПГО и мобильный офис. Сегодня к ИПГО подключено 13 министерств и агентств, 27 комитетов, 16 аппаратов акимов, 508 ТГО. Согласовано 82,5% проектов НПА. Зарегистрированных пользователей 70 000, а обращений пользователей с начала 2013 года насчитывается 8 000 000.
В 2014 году реализована выгрузка согласованных проектов НПА на СД-диск, в связи с чем исключено визирование на бумаге. Подключено к ЕЭПС 72 200 пользователей ГО, где исключено использование внешних почтовых ресурсов. В 2014 году оптимизировано более 40 млн. документов.

В 2015 году будет внедрен единый справочник государственных служащих (использование одного справочника для информационных систем ГО). В 2016-2017 годах планируется введение единого логина и пароля ко всем системам: ИИС «Е-кызмет», ИС ГО, документообороту, е-лицензированию, ИИС «ЦОН», электронной почте. Будет внедрено единое рабочее место государственных служащих, что сократит время подключения при работе с разными ИС ГО.

Потребление электронных услуг показывает рост. В 2013 году оказано более 38 млн. электронных услуг, 1.1 млрд. тг. через ПШЭП. В 2014 году – более 50,4 млн. электронных услуг, 3 млрд. тг через ПШЭП. Например, в 2011 году их было оказано всего 7,8 млн., а в 2012 году 20,7%. Т.е. за четыре года электронные услуги выросли в 15 раз.
С 2014 года в рамках «электронного правительства» стали развиваться мобильные технологии (приложения, sms-сервисы), а именно, оказание услуг через мобильные устройства и smartTV. В 2013 году было оказано 13 услуг и сервисов, для мобильных устройств через приложения в 2014 году внедрено 50 услуг. В 2015 году таких услуг уже будет 75, а в 2016 году – 100 услуг, и к 2020 году намечено внедрение до 40%.

Сегодня у казахстанцев есть возможность получения услуг разнообразными способами. В качестве примера можно привести услугу регистрации бизнеса СМБ через портал электронного правительства. Если раньше эта процедура занимала 30 дней со сбором множества документов, то сейчас в течение четырех часов осуществляется данная регистрация.
Растет количество услуг граждан, получаемых услуги через Центры обслуживания населения – ЦОН. В 2013 году было оказано более 24 млн. услуг, а в 2014 году – более 14 млн. услуг. На их базе был внедрен единый колл-центр, который обслужил за 2013 год 1,2 млн. звонков. В недалеком будущем в ЦОНах будут внедряться роботы консультанты – проект прорабатывается с астанинским IT-университетом. Будут также внедряться пункты общественного доступа нового формата для получения госуслуг.
За девять лет существования портал Электронного правительства прошел через четыре этапа становления и развития и успешно доказывает свою эффективность. С каждым годом растет количество доступных, оказываемых услуг и число пользователей портала. Так, по состоянию на сегодняшний день количество зарегистрированных пользователей портала составило порядка 3,5 миллиона, при этом в апреле прошлого года их количество составляло 2 миллиона.

С каждым годом растет количество доступных услуг портала, среди которых социально-значимые услуги для населения, услуги для бизнеса, платежи и полезные сервисы, а также лицензии и разрешительные документы. Сегодня автоматизировано более 700 услуг «электронного правительства». egovkz_2
По итогам 2014 года казахстанцам стали доступны еще 20 услуг и сервисов. Подтверждением доверия казахстанцев к порталу и электронным услугам является рост количества оказанных услуг. За 9 лет, посредством портала, граждане получили более 90 миллиона услуг. При этом по итогам 2014 года этот показатель был на отметке 84 миллиона. В числе самых популярных услуг портала получение адресной справки, справки о недвижимости, о судимости, а также справки о пенсионных отчислениях.

В связи с ежегодным расширением работы «электронного правительства» на повестке дня стоит остро вопрос по обеспечению его информационной безопасности. Так, Ринат Рахмади, технический директор АО «НИТ», поставил в рамках выступления такие задачи обеспечения информационной безопасности перед «электронным правительством» Казахстана, как исключение блокирования сервисов, исключение утечки или кражи информации и исключение модификации или удаления информации. Подход к решению этих задач представитель НИТ видит в комплексной защите ИБ. На сегодняшний день количество простоев сервисов «электронного правительства» по причине внешних атак, по словам спикера, ноль часов ноль минут. Всего же событий сетевых атак было в количестве 3 849 198. Статистика атак за период с 01.10.2014 по 01.04.2015 гласит, что было совершено 13320 атак на сервера веб-приложений, заблокированных вредоносных писем (не спам) – 16890, заблокированных атак на локальные станции – 43720. Количества же событий, зарегистрированных в SIEM, было 114 197 243.

На сегодняшний день уже прошли аттестацию РГП «Государственная техническая служба» 15 информационных ресурсов, такие как информационная система «Государственная база данных «Адресный регистр», информационная система «Государственная база данных «Физические лица», «Государственная база данных «Юридические лица», информационная система «Государственная база данных «Регистр недвижимости», информационная система «Государственная база данных «е-лицензирование», портал «электронного правительства» и информационная система «Платежный шлюз «электронного правительства». Кроме того, Шлюз «электронного правительства», региональный шлюз «электронного правительства», единая система электронного документооборота государственных органов Республики Казахстан, интегрированная информационная система для Центров обслуживания населения, информационная система «Записей актов гражданского состояния», Интранет-портал государственных органов Республики Казахстан, Единая электронная почтовая система и Единая нотариальная информационная система. Руслан Енсебаев, заместитель председателя правления АО «Зерде» считает, что во многих странах государственные базы данных отсутствуют. В нашем случае наличие унифицированных централизованных баз данных физических, юридических лиц, недвижимости, а также портал, шлюз, транспортные сети госорганов позволило внедрять новые электронные услуги. Произведен также первоначальный аудит на соответствие стандарту ISO 27001:2013.

Как мы видим, инфраструктура «электронного правительства» продолжает активно развиваться в рамках госпрограммы «Информационный Казахстан 2020», принятой в 2013 году. Программа имеет такие важные направления, как расширение каналов доступа к госуслугам, продолжение работы по сокращению информационного разрыва, создание условий для использования Интернета, развитие открытого правительства. В ближайших планах Зерде запланировано развитие внутренней части госорганов по внедрению архитектурного подхода, где заложены «облачные» технологии.

Надежда Акулова
Фото: e-gov.kz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.