Мобильная связь основной драйвер телеком-рынка

Мобильная связь основной драйвер телеком-рынка

Рынок потребления телекоммуникационных услуг  и мобильная связь в стране продолжает расти. По данным Комитета по статистике Республики Казахстан, его прирост за последние три года составил около 16%. По итогам 2013 года совокупный доход от потребления телекоммуникационных услуг составил 647,3 млрд. В 2014 году прогнозируется незначительный рост рынка на уровне 4%, а в ближайшей перспективе ожидается рост на уровне 3-5%.

Мобильная связь основной драйвер телеком-рынка

директор ICT-Marketing Наталья ОСПАНОВА

Мобильная связь остается основным драйвером доходов телеком-рынка – по итогам 2013 года на его долю приходилось 46% всех доходов от услуг связи в отрасли. Однако постепенно ее доля в общей структуре рынка сокращается. Доход от мобильных услуг стал занимать менее половины рынка – 46%, и 2013 год в этом плане стал переломным. На долю физических лиц приходится две трети всех доходов от оказания телекоммуникационных услуг в республике.

Говорит директор ICT-Marketing Наталья ОСПАНОВА: «Мобильная связь замедляет темпы своего развития. Проникновение мобильной связи достигло максимально возможного уровня, охватив все возможные сегменты населения. При этом среди абонентов наметилась тенденция к экономии на голосовой свя зи: за последние 4 года средние расходы одного пользователя на мобильную голосовую связь сократились на 10%.

Дальнейшее развитие рынка мобильной связи возможно за счет развития прочих услуг, в частности мобильного Интернета, и увеличения количества мобильных устройств, приходящихся на одного пользователя». По данным исследований ICT-Marketing, популярность мобильных устройств набирает обороты. В ближайший год 39% домохозяйств в крупных городах планирует покупку компьютерной, аудио- или видеотехники. При этом треть планируемых покупок (32%) будет приходиться на мобильные устройства для доступа в Интернет (ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны).

По данным ComNews Research, мобильный сервис с февраля 2013 года по февраль 2014 года подешевел на 13,3%, а самым дешевым оператором во всех регионах республики второй год подряд стала компания Tele2. В феврале 2014 года наиболее дорогая корзина была зафиксирована у оператора АО «Алтел» (бренд Dalacom) – 2065,40 тенге ($13,28), превысившая среднюю по стране величину на 23,3%. Компания сместила с данной позиции АО «Кселл» (бренд «Kcell»), которая занимала ее в феврале 2013 года со стоимостью корзины 2270,93 тенге ($15,06). Разница между наиболее дорогой и дешевой «корзинами» троекратная.

В феврале 2014 года самым дорогим регионом по стоимости средней «корзины» услуг сотовой связи для частных абонентов стала Карагандинская область – 1717,86 тенге. Самая дешевая мобильная корзина зафиксирована в Павлодарской области – 1620,93 тенге.

В 2013 г. Tele2 был продан банку ВТБ. После ухода шведской телеком-группы из России, казахстанское подразделение стало вторым крупнейшим по количеству абонентов внутри группы Tele2. Сделка позволит компании сконцентрироваться на других рынках, включая Казахстан. Однако эксперты рынка не видят серьезной угрозы положению конкурентов в ближайшей перспективе. Вероятность нового витка резкого снижения цен низка, учитывая уже и без того агрессивную стратегию Tele2.

В 2014 году мобильная связь продолжила свое развитие в стадии насыщения. Количество абонентов по категории Мобильная связь с каждым годом растет. По предварительной оценке ComNews Research, по итогам 2013 года численность абонентской базы (SIM-карт) составила 33,7 млн. чел, что превышает количество активных SIM-карт предыдущего года на 12%. По их прогнозам в текущем году стоимость средней «корзины» по категории Мобильная связь снизится не меньше, чем в 2013 году, т.е. на 13,3%.

По данным J’son & Partners Consulting, параметры потребления услуг связи, в частности, доля фактических абонентов междугородней и международной (МГ/МН) связи следующая: около 19% пользователей фиксированной телефонной связи не звонят в другие города и страны вообще.

Из тех же кто периодически совершает междугородние и международные звонки, две трети (64%) продолжают делать это с обычного телефона через восьмерку. С мобильного телефона МГ/МН звонки совершает 29% пользователей. Остальные абоненты звонят в другие города с помощью IP-сервисов через Интернет или с обычного телефона по карточкам. Вот что по этому вопросу считает Наталья ОСПАНОВА: «Рынок фиксированной телефонной связи в Казахстане находится в состоянии стагнации. Уровень проникновения фиксированной телефонии значимо не менялся за последние 5 лет. Более того, исследования последних двух лет свидетельствуют о том, что в ситуации постепенного увеличения абонентской платы на фиксированную связь наметилась тенденция отказа от «традиционной» телефонии в пользу мобильной связи. В сегменте междугородной и международной связи операторы фиксированной связи с каждым годом ощущают усиление конкуренции со стороны операторов мобильной связи, а также часть трафика перетекает в Интернет (общение через различные Интернет-мессенджеры). Бесплатные звонки через Skype становятся все более популярными среди жителей крупных городов. Пять лет назад пользователей Интернет-телефонии насчитывалось всего 3,5%, а в конце 2013 года их было уже 27%. При этом из них только 1% оплачивал совершенные звонки, остальные пользовались бесплатной возможностью звонить через Интернет».

В плане расходов населения в разрезе ключевых видов услуг на связь, по данным J’son & Partners Consulting, больше всего пользователи тратят на услуги доступа в Интернет. Причем разница в расходах на проводной и беспроводной доступ не слишком велика – 3110 тенге пользователи тратят на беспроводной и 3720 тенге на проводной доступ в Интернет. Меньше всего население расходует на местную телефонную связь – около 1030 тенге в месяц. Среди пользователей Интернета только 4% пользуются одновременно и проводным и беспроводным (USB модемы 2G/3G/4G, мобильный Интернет на мобильных телефонах т.п.) доступом в Интернет из дома. По-прежнему основным доступом в Интернет из дома остаются проводные технологии (69%). На долю беспроводного Интернета приходится 27%.

tele-3

Аудитория проводного широкополосного доступа в Интернет молодая и только относительно недавно начала формироваться в устойчивую группу пользователей. На долю пользователей сетью с опытом пользования менее года пришлось 23%. Более трети (35%) пользователей имеют опыт пользования 2-3 года. Примерно две трети пользователей подключилось к услуге в течение последних 5 лет. Для Интернет-пользователей характерна высокая активность – более трети из них проводят в Сети свыше 6 часов в сутки, однако стоит отметить, что в этот показатель входит и время, проведенное в Интернете на рабочем месте. Скорость входящего трафика на абонентские устройства во многом зависит от технологии подключения к Сети. Пятая часть абонентов (21%) подключены к Интернету на скорости свыше 30 Мбит/с. Тем не менее, доля пользователей до 1 Мб остается высокой. Потребители услуги широкополосного доступа в Интернет, в основном, довольны своим Интернет-провайдером: 66% пользователей не хотели бы его менять, и довольны качеством услуг. При этом почти четверть абонентов (22%) не очень довольны своим провайдером, но менять его не планируют. Такую высокую лояльность также подтверждает тот факт, что за 2013 год почти половина пользователей (48%) проводного доступа в Интернет ни разу не обращались в техническую поддержку к своему провайдеру. Для доступа в Интернет вне дома Интернет-пользователи используют мобильный телефон или смартфон (47% и 36%). Четверть абонентов используют ноутбук (26%).

Говорит Наталья ОСПАНОВА: «Рынок Интернета демонстрирует наиболее высокие темпы роста. Развитию этого рынка способствуют технологические факторы. В сегменте фиксированного Интернета операторы активно развивают свои сети, переходя на оптоволокно. В сегменте мобильного Интернета казахстанские пользователи также получили привлекательные предложения от операторов в виде высокоскоростного мобильного Интернета по технологиям 3G и 4G. Дальнейшее развитие рынка возможно за счет создания операторами пакетных предложений, когда Интернет используется всего лишь как транспорт для доставки абонентов конечных услуг в виде телефонии, телевидения и прочих сервисов.

При этом база для этого уже имеется. Так, например, плазменные и ЖК телевизоры уже не роскошь для казахстанцев. Семья, в которой нет работающего телевизора, на сегодняшний день является исключительной редкостью. При этом у 29% городских домохозяйств не один, а 2 и более телевизоров; 62% домохозяйств крупных городов являются владельцами плазменных или ЖК телевизоров, тогда как 5 лет назад владельцев телевизоров такого типа насчитывалось не более 17%. При этом среди владельцев ЖК и LCD телевизоров 56% доступны возможности телевизоров нового поколения: просмотр видео в 3D, просмотр видео FullHD, Smart TV».

В 2013 году услуга высокоскоростного мобильного Интернета Алтел 4G была запущена в пригородах Алматы и шести городах, и в мае 2013 года количество абонентов превышало 33 тысячи человек. В 2014 году компания должна подключить все областные центры и населенные пункты с численностью более 50 тысяч человек. Алтел – первый и пока единственный оператор сотовой связи в Казахстане, который предоставляет услугу 4G. По мнению экспертов рынка, сеть GSM Казахтелекома не представляет большой угрозы для конкурентов, учитывая довольно смешанный опыт Казахтелекома в мобильном секторе.

Согласно тарифной политике, компания берет плату в основном за подключение к Интернету при практически бесплатных звонках и СМС внутри сети, но при более дорогих, чем на рынке, звонках и СМС вне сети. По поводу внедрения технологии 4G другими операторами связи вопрос завис в воздухе и неизвестно, когда регулятор даст разрешение на ее внедрение, хотя у операторов – готовность №1.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.