Казахстанский бизнес идет в онлайн (инфографика)
Итоги 2015 года рынка электронной коммерции – казахстанский бизнес идет в онлайн. Кому и что продавали казахстанцы в сети в 2015 году?
В Казахстане по разным оценкам пользователями глобальной сети являются от 7 до 10 млн человек, и уровень проникновения Интернета постоянно увеличивается. Казахстанский бизнес идет в онлайн. Вместе с этим растет рынок электронной коммерции как в В2С, так и в В2В-сегментах. Так, по данным Международного центра Интернет-торговли Allbiz, площадки, помогающей предпринимателям развивать свой бизнес в сети, количество компаний, зарегистрированных на ресурсе, только за прошлый год увеличилось на 20% и перешагнуло отметку в 70 тысяч.
Интерес предпринимателей к торговле в сети растет в том числе в связи с тем, что за последние годы появилось множество способов продвижения в Интернете, а маркетплейсы, на которых размещаются компании, предлагают готовую целевую аудиторию, которую в оффлайне не всегда просто привлечь.
В прошлом году казахстанские предприниматели активнее всего торговали на продуктовом и сельскохозяйственных рынках, при чем это касается как сбыта, так и закупки продукции из-за границы.
Главным торговым партнером Казахстана в 2015 году была Россия – большинство заказов (40% от общего количества) на казахстанскую продукцию пришло именно с этой страны. Аналогичная ситуация была и в обратном порядке – самое большое количество товаров (также 40%) в прошлом году было импортировано с РФ. В тройке важных партнеров Казахстана оказались также Украина (в общем товаропотоке – 11% экспорта и 15% импорта) и Узбекистан (5% экспорта и 8% импорта).
Лишь 20% от общего товарооборота составил экспорт продукции за рубеж (его пик был в первом квартале года, а также в октябре), и 14% – ушло на долю онлайн-импорта, который был достаточно активным в начале года, а к его концу – упал в несколько раз.
Лидерами по объему экспорта в прошлом году стала два крупных торговых города Казахстана – Алматы (40% от общего показателя) и Астана (14%). Поскольку в них сосредоточено большинство предприятий, львиная доля заказов шла именно эти города. Что касается самых активных региональных экспортеров, то ими стали Восточно-Казахстанская область – именно в этот регион пришло около 7% всех зарубежных запросов на казахстанскую продукцию. На один процент меньше экспортировала продукции Костанайская область, а 5% запросов ушло в Карагандинскую область.
В 2015 году главным товаром, который экспортировал Казахстан в онлайне, была пшеница, а вот из-за рубежа чаще всего казахстанские предприниматели заказывали подсолнечное масло. В целом топовыми во внешнем товарообороте были следующие товары:
Топ-товары: экспорт | Топ-товары: импорт |
Пшеница семейства злаки | Подсолнечное масло |
Генераторы | Сахар пищевой |
Рапс семейства капустные | Орехи |
Мука | Сельскохозяйственные животные |
Подсолнечное масло | Носки |
Яйца | Молоко и продукты его переработки |
Продукция табачная | Яйца |
Чай | Торговые автоматы |
Угли каменные и бурые | Фрукты разных сортов сушеные |
Сельскохозяйственные животные | Посевной материал для полеводства |
По прогнозам Allbiz, в 2016 году тенденция к увеличению количества интернет-пользователей в Казахстане сохранится, соответственно, это даст толчок росту рынка электронной коммерции в стране. Все больше предпринимателей, даже представителей консервативных отраслей, таких как сельское хозяйство, промышленность и строительство, в текущем году будут выходить с оффлайна в онлайн и штурмовать зарубежные рынки. И если в 2015 году количество компаний из Казахстана на Allbiz выросло на 20%, то в 2016 году такая динамика вполне может сохраниться.