Умный город – эволюция городов
«УМНЫЙ ГОРОД» – ЭТО КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ОСНОВАННЫЙ НА ПОДКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА, ДАТЧИКОВ, ВИДЕОКАМЕР И СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ К ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И БЕЗОПАСНОСТЬ ГОРОЖАН
Высокие требования к комфорту и безопасности жителей заставляют города быть все более интеллектуальными и продвинутыми. «Умный» город включает в себя современную стратегическую разработку, объединяющую разнообразные факторы городского развития: «умное» управление, «умное» проживание, «умная» среда, «умная» экономика, «умная» мобильность, умные люди. В разных городах ставятся разные приоритетные цели и задачи, но все «умные» города имеют три важнейшие черты:
- наличие инфраструктуры ИКТ;
- создание четко выстроенной и интегрированной системы управления;
- компетентные пользователи.
«Умный» город должен не только расширять доступ к «умным» устройствам для всех категорий населения с разными уровнями доходов и разных возрастных групп, но и обеспечивать доступ к обучению работе с ними.
Мировой опыт
Существует несколько десятков крупных городов, в которых внедрены элементы «умного» города – Барселона, Ницца, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Копенгаген, Гамбург. Барселона выделяется тем, что там изначально был реализован комплексный подход – это и освещение, и общественный транспорт, и парковки, и вывоз мусора, и городской Wi-Fi для жителей и для бизнеса, и информационные платформы по обмену информацией для бизнеса. В Лондоне снижены транспортные задержки на 15-40%, повысилась пропускная способность улично-дорожной сети на 10-15%, сократилось время поездки на 15-20%, уменьшились вредные выбросы на 20-25%, увеличилась средняя скорость на 20 км/ч. В Риме количество аварий сократилось на 20%, а число ДТП со смертельным исходом снизилось в 2 раза. В Амстердаме основное внимание уделяется усилению экологической устойчивости, применению новейших технологий для сокращения вредных выбросов в атмосферу, более эффективному использованию энергии. В Москве действует система «Безопасный город», установлено 137 тысяч видеокамер, с помощью современной аналитики проводится ситуационный анализ потоков с этих видеокамер и при необходимости подключаются соответствующие службы. В Казани также реализована система видеонаблюдения «Безопасный город», просто в меньшем масштабе. Запущены пилотные площадки с городским Wi-Fi и ситуационным видеонаблюдением в парке. В школах установлены специальные комплексы по предоставлению доступа в Интернет для учащихся. В рамках реализации программы «Электронное образование» были массово внедрены решения Cisco. Проект имеет особое значение для дальнейшего развития сотрудничества компании с образовательными учреждениями РФ. Существует пилотный проект «Умный» автобус с Wi-Fi и специальными мониторами, на которые выводится не просто реклама, а информационные сообщения в зависимости от того, где в данный момент находится автобус. Если автобус проезжает мимо торгового центра, то на экран выводится информация о скидках в нем. На остановках также оборудуются экраны, позволяющие получить информацию для пассажиров: как доехать на общественном транспорте за наименьшее время с учетом транспортной ситуации в городе.
Казахстанский вариант
По примеру Казани, в Казахстане также отработали стандартный подход для города-миллионника. Эти проекты могут стоить от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов долларов, а их окупаемость составляет примерно 3,5 года. Сейчас столица РК – Астана находится на 21 позиции среди «умных» городов мира. Власти уверены, что, используя все ресурсы для продвижения инновационной и интеллектуальной сторон города, Казахстану удастся сделать Астану самым лучшим местом на планете. Для этого реализуются два проекта:
интеллектуальная транспортная система, благодаря которой есть хороший результат в плане решения проблем транспортной нагрузки;
безопасный город (улицы снабдили тысячами видеокамер, десятками «умных» светофоров).
Все это особенно необходимо в преддверии специализированной выставки «ЭКСПО-2017» » с темой энергии будущего. Астана – одна из молодых столиц мира взяла курс на развитие smart-технологий, чтобы к 2017 году войти в международный ТОП 50 «умных» городов. Основу SmartAstana составляет опыт европейских стран. В мировой практике концепция SmartCity-«умный» город уже оправдала себя, доказав эффективность в части экономии энергоресурсов, затрат на обслуживание коммунальных сетей и снижении аварийности на дорогах. Например, в США снижено потребление тепла до 25%, потребление энергии на освещение – до 60%, к 2020 году в стране ожидается экономия порядка $1,8 трлн. Конечно, есть города более развитые в той или иной сфере. Сейчас наша северная столица в соответствии с этим рейтингом может претендовать в топ-7 «умных» городов мира, уступив США, Австралии, Тайваню, Канаде, Бразилии, Японии, Кении и Новой Зеландии.
В тренде – SMART
«Умная» мобильность. Летом 2015 года в Казахстане хотят отменить «мобильное рабство». Операторы сотовой связи подтвердили готовность переключиться на систему MNP: абоненты могут спокойно переходить от оператора к оператору, сохраняя свой десятизначный номер, не меняется даже DEF-код (первые три цифры 701, 705, 707 и т. д.). MNP обещает улучшить качество связи и предоставляемых услуг, а также существенно снизит тарифы на звонки и Интернет-трафик.
«Умное» собеседование. Для желающих служить в рядах силовых структур введено собеседование с полиграфом. С «детектором лжи» отобраны начальники региональных департаментов антикоррупционного Агентства, и был узаконен тест. Полиграфические исследования стали обязательными для прохождения на госслужбу.
«Умная» жизнедеятельность. Акиматом Астаны создан центр оперативного слежения (СКОЖ). На пульт системы комплексного обеспечения жизнедеятельности, в отличие от полицейского ЦОУ, поступают сигналы с 2 тысяч видеокамер, которые способны самостоятельно анализировать происходящее и подавать тревожные сигналы. Во дворах столицы установили 100 таких камер. А вместо жалобной книги теперь есть комбинация цифр 1494, где операторы в круглосуточном режиме усмиряют неуемные аппетиты тех, кто на службе любит брать мзду.
«Умная» почта. Мобильные терминалы рассылают бандероли по «пакетным станциям». Незачем ждать письменных «корешков», простаивать многочасовые очереди, достаточно указать индекс своей «пакетной станции» и ждать смс-уведомления, и через мобильное приложение можно отследить весь маршрут перемещения своего заказа.
«Умная» медицина. «Умные» технологии помогают отечественным специалистам предвидеть тяжелые заболевания, когда нет абсолютно никаких признаков недуга. Передовое оборудование корректирует развитие ребенка еще внутриутробно, на ранней стадии диагностируя расстройства нервной системы, что позволяет защитить малышей от инвалидности.
«Умная» школа. 23 тысячи школьников Астаны на занятия приходят с электронными картами. Родители знают маршруты перемещения детей, получают смс-уведомления и в онлайн-режиме следят за поведением чад у доски. За хорошую успеваемость школьникам «закидывают» cash на электронные пропуска, которыми можно расплачиваться за услуги и товары.
«Умное» освещение. В начале двухтысячных энергетики Астаны освоили умные технологии городского освещения и довели процесс до автоматизма. Сейчас 50 тысяч уличных фонарей зажигаются одновременно и управляются дистанционно.
«Умная» профилактика уголовных деяний и стихийных бедствий. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций, рассчитывается риск и меры, уведомление населения производится автоматически через мобильные сети, каналы ТВ и Интернет. ЦОУ ДВД Астаны видит практически все, что творится на улицах, на окраинах и в подворотнях. Перед всемирной выставкой «ЭКСПО-2017» полицейские хотят усилить безопасность дополнительными 2,5 тысячами камер видеонаблюдения.
«Умная» окружающая среда. Информация относительно состояния окружающей среды в городе и за его пределами предоставляется ответственным лицам на анализ для предотвращения загрязнения, для реализации программы экологичного города.
«Умное» производство. С помощью различных датчиков и дистанционных измерений, систематически контролируется работа различных городских производств, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности жителей. Анализ этой деятельности влияет на создание более безопасной, удобной и эффективной городской среды.
Будущее сегодня
Александр КУДРЯВЦЕВ, SEO-специалист MSMAX уверен, что города – трудные потребители информационных технологий.
«Управлять ими сложно, потому что в них есть инженерная инфраструктура, снабжение, производство, кадры, его жители. Существующие проекты «умного» города различаются. «Умными» могут быть новые города, которые сразу строятся как «умные» или конкретные промышленные города и технопарки, чаще всего – это обычные города, трансформирующиеся в «умные». Учитывая современные темпы инноваций, вполне вероятно, что уже в ближайшее десятилетие модели «умных» городов станут широко распространенными реальными и популярными стратегиями городского развития. Сейчас в Казахстане разрабатываются и реализуются масштабные проекты, призванные «вылечить» все болезни увеличивающегося на глазах мегаполиса: заторы на дорогах, загрязнение воздуха, рост преступности и прочие проблемы, связанные с жизнедеятельностью человека. Изначально, терминология «умный» город у нас сразу ассоциировалась с видеонаблюдением. Сегодня «умный» город – это и «кибергород» и «экогород», –
уверен эксперт. «Все зависит от того, какую цель преследует городское планирование. Разумеется, «умные» города – города будущего, но и сейчас мы можем с уверенностью заявить, что оно уже наступило. Проекты «умного» города позволяют создать тысячи новых рабочих мест; подстегивают привлечение квалифицированных кадров, что позволяет придать дополнительный импульс развитию экономики. Внедрение комплексного решения «умный город» также повлияет на результативность образования: разработаны комплексы, которые позволяют повысить качество учебного процесса на 30-40%, в университетах есть возможность устанавливать системы, которые записывают лекции и позволяют студентам не просто дистанционно учиться, а пересмотреть лекции еще раз из дома или общежития. Уже сейчас за жизнью Астаны следят видеокамеры, установленные на улицах и различных городских объектах, а будут установлены десятки тысяч, для управления которыми понадобится всего десяток операторов и система видеоаналитики. Что касается Алматы, то основной приоритет проекта «умных» решений направлен на транспорт, мониторинг окружающей среды, безопасность, спортивные сооружения», –
отмечает Александр Кудрявцев.
Денис ОГОРОДОВ, директор ИП Огородов добавляет: «Характер взаимоотношений с горожанами – это, пожалуй, самая отличительная и главная разница «умного» и обычного городов. В традиционном городе услуги на основе ИКТ не реагируют так же гибко на изменения экономических, культурных и социальных условий, как услуги в «умном» городе. Сегодня в Казахстане также реализуются новые проекты. «Умные» светофоры могут самостоятельно распределять транспортный поток, избегая «пробок» и заторов, а жители – значительно сокращать время на дорогу, чтобы добраться, например, от дома до работы. Главными целями проекта являются адаптивное управление движением, приоритет общественного транспорта перед частным, безопасность дорожного движения, снижение вредных выбросов, увеличение скорости движения и ликвидация заторов. Реализация этого проекта особенно актуальна для северной и южной столиц республики, по улицам которых ежесуточно проезжают сотни тысяч автомашин. В рамках направления «Безопасный город» улицы Астаны будут снабжены видеокамерами для круглосуточного наблюдения, системами фото – и видеофиксации для автоматического контроля за соблюдением правил дорожного движения. Жить в городе без «пробок», быть уверенным в собственной безопасности, решать экстренные коммунальные проблемы по одному звонку – мечта каждого горожанина».
«XXI век – век городов»
Мы живем в эпоху глобальной урбанизации. Ежегодно в мире городское население пребывает на 5-10%, а к 2050 году процент городского населения предположительно составит 70%. На долю городов в будущем будет приходиться почти 90% роста мирового населения и 60% от общего объема потребления энергии. Премьер-министр Казахстана Карим МАСИМОВ заявил, «что на сегодняшний день в своих характеристиках соревнуются вовсе не государства, а города. XIX век был веком империй, XX – веком национальных государств, XXI будет веком городов».
P.S. На днях, в ходе презентации Центральной диспетчерской службы Алматы, аким города Ахметжан ЕСИМОВ утвердил автоматизированную систему учета оплаты проезда. С 1 января 2016 г. исключат наличную оплату проезда в общественном транспорте: при входе в автобус пассажир должен будет приложить карту к считывающему устройству, которое списывает сумму за одну поездку и показывает оставшийся баланс. Систему запустят 1 октября 2015 г. в пилотном режиме, т. е. с возможностью оплаты и наличными. Затем будет произведен монтаж оборудования, запущен сервер, налажен выпуск карт и проведены масштабная маркетинговая программа и информационная подготовка населения. Стоимость этого проекта – $12 млн. «Эта система позволит вывести средства из теневого оборота и получать точную информацию о пассажиропотоке. Согласно проекту, оплата будет производиться с помощью транспортных карт, которые будут пополняться через пост-терминалы (в городе их насчитывается 2417), также – через сеть киосков (их – 431), автоматы самообслуживания (5118) и Интернет-банкинг, на сайте транспортного холдинга.
Илона ЗАВАДСКАЯФото: Дмитрий Чистопрудов