Хеджирование рисков спасет IT-рынок РК
После внезапно грянувшей девальвации национальной валюты в Казахстане многим компаниям стало сложно работать, особенно это коснулось IT-рынка. Светлана Анисимова, глава представительства Cisco в Казахстане, ответила на вопросы, касающиеся работы компании в условиях нестабильного курса казахстанской валюты. Эксперт уверена, что хеджирование рисков спасет IT-рынок РК
Хеджирование рисков как возможность стабилизировать новые условия работы на IT рынке. В 4-м квартале 2015 года общая выручка компании составила 12,8 млрд долларов США, а чистая прибыль, рассчитанная с учетом принципов GAAP, – 2,3 млрд долларов, или 45 центов на акцию. Без учета принципов GAAP те же показатели составили, соответственно, 3 млрд долларов и 59 центов на акцию.
ICT Mag: Каких стратегических клиентов в РК Вы можете назвать?
С.А.: Сложно выделить каких-либо конкретных заказчиков ‒ легче, наверное, назвать те компании, которые не пользуются решениями Cisco. Стратегически важным для нас является сотрудничество с акиматами, потому что мы видим большой потенциал в развитии направления «умных» городов в Казахстане и стремимся участвовать в стратегических инициативах правительства, таких как EXPO-2017. Однако все, конечно, будет зависеть от экономической ситуации в стране.
ICT Mag: Насколько серьезно, по Вашему мнению, казахстанские компании относятся к информационной безопасности?
С.А.: На наш взгляд, казахстанские компании также, как и российские, недооценивают размер своих потерь, связанных с недостаточным вниманием к вопросам информационной безопасности. Тем не менее, в сравнении с прошлыми годами прогресс очевиден. Четкой статистики в этом вопросе нет, так как компании не предоставляют информации о последствиях ИБ-инцидентов, но постепенно отношение к защите ИТ-инфраструктуры становится серьезнее. Стоит отметить, что уязвимее всего в вопросах безопасности компании, относящиеся к малому и среднему бизнесу: они не в полной мере осознают размеры своих ущербов, нанесенных злоумышленниками.
ICT Mag: Как, на Ваш взгляд, повлияла ситуация с плавающим курсом тенге на бизнес компании в Казахстане и на телекоммуникационный рынок в РК в целом?
С.А.: Безусловно, рынок изменился, т.к. теперь нам всем приходится работать в новых экономических условиях. Сегодня предлагаются другие форматы сотрудничества, уход в cloud, изменение сервисных моделей, но потребность в оборудовании и IT-услугах все равно возрастает. В связи с постоянно меняющимся курсом валюты мы проработали варианты хеджирования рисков. Конечно, изначально рынок был не готов к такой ситуации с валютой. Сейчас уже разработаны механизмы выгодного взаимодействия, которые защищают от потерь, связанных со скачками курса тенге. Так как представительство Cisco в России столкнулось с подобной экономической ситуацией несколько ранее, наша компания была подготовлена к возможным сложностям. Существуют определенные организации (банки, финансовые институты), помогающие минимизировать риски. В этом заключается их бизнес, они берут за это определенный процент. Модель хеджирования рисков зарекомендовала себя с хорошей стороны, поэтому мы используем ее и в работе на локальном рынке.
ICT Mag: Каковы финансовые результаты компании в Казахстане?
С.А.: По корпоративным правилам, мы не раскрываем информацию о финансовых результатах по каждой конкретной стране. Можно отметить позитивную динамику в развитии бизнеса компании. В 2015-м финансовом году (закончился 25 июля) выручка Cisco достигла 49,2 млрд долларов. Ранее у нас таких показателей не было. В предыдущем году выручка составила 47,1 млрд долларов.
ICT Mag: Каковы Ваши прогнозы по объемам закупов стратегических партнеров компании на 2016 год (снизятся или нет)?
С.А.: Планы на следующий год стали масштабнее. Это подтверждает встреча на высоком уровне между Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым и председателем совета директоров Cisco Джоном Чемберсом, которая состоялась в сентябре 2015 года в Нью Йорке. Мы рассчитываем, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, Cisco будет еще активнее участвовать в реализации стратегических для страны проект ов.Хотелось бы отметить, что Cisco занимает первое место в Казахстане по продажам сетевого оборудования, поэтому в этом сегменте сложно будет сделать качественный рывок. В данном направлении мы стремимся сохранить имеющуюся долю рынка. Потенциал для развития бизнеса мы видим в таких технологических областях, как центры обработки данных, решения для совместной работы (collaboration), видеонаблюдение, ACI (инфраструктура, ориентированная на приложения). Несомненный интерес вызывает инфобезопасность. Облачные технологии ‒ также одно из ключевых для Cisco направлений деятельности.
ICT Mag: Какое место компания в мире занимает по облачным технологиям?
С.А.: Что касается ЦОД, в мировом масштабе Cisco занимает первое или ‒ по отдельным продуктам ‒ второе место. К сожалению, у нас нет данных о рынке СНГ/Казахстана. Единственное, что могу отметить, в Казахстане намечен позитивный сдвиг в сторону облачных технологий, и в ближайшем будущем будет реализовано несколько значимых проектов в этой области.
ICT Mag: Каковы на Ваш взгляд тенденции развития рынка телекоммуникаций в Казахстане, и какую роль в этом развитии отводит себе компания Cisco?
С.А.: Телекоммуникационный рынок Казахстана развивается весьма динамично. Кстати, в каких-то сегментах казахстанский телекоммуникационный рынок обгоняет российский. Руководство Казахстана, безусловно, понимает важность IT-технологий для развития страны. Вместе с тем, потенциал рынка еще очень и очень высок, и нам есть куда стремиться.
ICT Mag: Какие проекты по строительству ЦОДов в РК с участием компании Cisco Вы можете отметить?
С.А.: В ближайшем будущем намечаются два крупных проекта по строительству ЦОДов. Один ориентирован на создание мобильного онлайн-банкинга, второй связан с внедрением облачных технологий в операторском сегменте. Оба направления для нас относительно новые и перспективные, и мы очень надеемся на успешную реализацию этих инициатив. Решения Cisco уже внедрены в целом ряде значимых для страны проектов, но, к сожалению, далеко не обо всех можно говорить публично.
ICT Mag: Какая работа проводится со стороны компании в направлении обучения специалистов по работе с оборудованием Cisco?
С.А.: Особую роль в обучении специалистов играет некоммерческая программа Сетевой академии Cisco, нацеленная на фундаментальную подготовку специалистов по теории и практике проектирования, строительства и эксплуатации локальных и глобальных сетей с применением общепризнанных стандартов.
Чтобы проиллюстрировать, насколько востребованы выпускники академий, приведу такой пример. Недавно мы искали стажера в наше казахстанское представительство и хотели взять одного из студентов академий Cisco, но не смогли: все выпускники были уже трудоустроены.
Мы гордимся еще одной интересной программой ‒Cisco SalesAssociatesProgram, которая дает возможность лучшим выпускникам вузов повысить свою компетенцию в сфере передовых информационных технологий и сделать успешную карьеру в нашей компании. Мы ежегодно объявляем набор менеджеров по продажам и инженеровиз студентов, окончивших технические вузы страны. Те, кто проходит конкурс, направляются на стажировку в Амстердам, где обучаются в течение года на бесплатной основе. После завершения учебы участники программы продолжают работать в представительстве компании в Казахстане.
ICT Mag: Каковы планы компании на 2016 год?
С.А.: Будем бороться за получение бюджетов в следующем году. Наши ключевые задачи ‒ выстраивание приоритетов по проектам, разработка новых бизнес-моделей взаимодействия с партнерами и заказчиками, оптимизация бизнес-процессов. Мы планируем увеличить количество локальных продуктов, которые мы могли бы предложить на казахстанском рынке с помощьюCiscoCapital.
Cisco Capital ‒ дочерняя компания Cisco, специализируется на предоставлении услуг финансирования заказчикам и партнерам Cisco во всем мире.Cisco Capital субсидирует заказчика на реализацию проекта, покупку оборудования нашей компании. В России эта схема эффективно работает, и мы планируем интенсивно внедрять новые финансовые модели сотрудничества с партнерами и заказчиками в Казахстане. В 2016 году мы также планируем совершенствовать программу лояльности для наших партнеров.